ГЛАДИАТОРЫ ВЕЛИКОГО РИМА
Гладиаторы делились на несколько категорий в зависимости от типа вооружения:
«Самниты» носили продолговатый щит, шлем с забралом и высоким гребнем, короткий меч, нарукавник на правой руке и наколенник на левой ноге.
"Гопломах "(от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»): Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
"Секуторы "(«преследователи») также использовали продолговатый щит, шлем с забралом и короткий меч. «Самниты», секуторы и мирмиллоны никогда не сражались друг с другом; их соперниками обычно были ретиарии и терции.
"Мирмиллон": Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» — «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мирмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.
"Ретиарии" («бойцы с сетью») Появились на заре Империи. Бились или совершенно обнаженными, или одетыми в тунику. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) их тело защищали лишь широкий пояс и кожаные (металлические) нарукавник и наплечник на левой руке(galerus); их оружием были сеть (rete), которую они должны были набросить на голову противника, трезубец и книжал. Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами
"Провокатор" («соискатель»): Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
"Димахер" (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
"Бестиарий" Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
"Бустуарий": Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
"Андабат" (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
"Галл": Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
"Лаквеарий "(«боец с лассо»): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.
"Пегниарий": Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
"Секутор": Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
"Скиссор" («тот, кто режет»): Об этом типе гладиаторов не известно ничего, кроме названия.
"Тертиарий" (также назывались «Suppositicius» — «заменяющие»): В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
"Фракиец": Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.
"Велит": Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской армии.
"Венатор": Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
"Прегенарий": Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).
"Рудиарий": Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
"Эсседарий" («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя
"Эквит" («всадник»): В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
"Сагиттарий": Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
Добавлено (21.01.2009, 02:13)
---------------------------------------------
Бои гладиаторов ведут свое происхождение от этрусских погребальных игр. Римляне заимствовали у этрусков этот обычай, заменив им человеческие жертвоприношения, издревле являвшиеся составной частью похоронного обряда. Согласно римскому историку Титу Ливию, первый поединок гладиаторов в Риме состоялся в 264 до н.э. на похоронах Децима Юния Брута. Постепенно такие состязания утрачивали свою связь с погребальным культом и к 1 в. до н.э. превратились в зрелище, имевшее как развлекательную, так и воспитательную функцию (поддержание воинственного духа у народа). У магистратов, глав римской исполнительной власти (эдилов, преторов и др.) вошло в обыкновение организовывать гладиаторские бои при вступлении в должность или же по поводу важных политических событий. С середины 1 в. до н.э. для проведения игр стали строить амфитеатры – специальные арены круглой или овальной формы, обрамленные рядами сидений. Число сражавшихся на арене постоянно возрастало: их количество являлось знаком политического престижа. Так, Юлий Цезарь, заняв в 65 до н.э. должность эдила, выставил триста двадцать пар бойцов. Популярность игр была огромна; их распространению не помешало даже потрясшее Римскую республику восстание Спартака (74–71 до н.э.), инициаторами и движущей силой которого были гладиаторы.
В эпоху Империи состязания приобрели особый размах и превратились в целые сражения – пешие, конные и даже морские; в последнем случае арену заливали водой. В боях, организованных Октавианом Августом (30 до н.э. – 14 н.э.), участвовало ок. 10 тыс. чел. Состязания, устроенные Траяном (98–117) по случаю покорения Дакии, продолжались 123 дня. При Нероне (54–68) на арену выходили знатные матроны и сенаторы, Домициан (81–96) организовывал бои между женщинами и карликами и даже проводил состязания ночью при свете факелов. Некоторые императоры покровительствовали отдельным гладиаторам: Тит (79–81), например, провозгласил себя поклонником «фракийцев». Коммод (180–192) настолько пристрастился к играм, что сам многократно участвовал в них. Уже в 1 в. н.э. это увлечение охватило всю Римскую империю; в каждом крупном городе имелся свой амфитеатр. В Италии, помимо римского Колизея, сохранились развалины амфитеатров в Сутриуме (совр. Сутри), Путеолах (совр. Поццуоли), Луке (совр. Лукка), Помпеях, Вероне, Пестуме, Альбе Помпее (совр. Альба), Отрикуле (совр. Отриколи), Сиракузах, Агригенте (совр. Агридженто), Катане (совр. Катания); в Греции – в Аргосе и Коринфе; во Франции – в Форуме Юлия (совр. Фрежюс), Августодуне (совр. Отен), Немаусе (совр. Ним), Арелате (совр. Арль), Медиолане (совр. Сент) и т.д. Гладиаторские состязания проводили и зависимые от Рима правители. Так, иудейский царь Ирод Агриппа I (37–44) устроил в амфитеатре Берита (совр. Бейрут) сражение двух отрядов по 700 чел. в каждом.
К концу 3 в. гладиаторские игры столкнулись с серьезным противником в лице христианской церкви, идеологи которой (Тертуллиан и др.) резко осуждали подобную практику. Константин Великий (306–337) был первым римским императором, кто попытался законодательно запретить их (326). Окончательно они были упразднены в 404 указом западно-римского императора Гонория (395–418).
Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Среди них случались даже гладиаторы женщины, когда в 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мёртвыми". С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.
Всего существовало 8 классов гладиаторов, каждый из которых имел свои строгие правила и специальное обмундирование. Некоторые надевали металлические шлемы, другие защищали голову и шею установленным на плече металлическим или кожаным щитом. Были среди них обладатели трезубцев и сетей, похожих на рыбацкие. Другие имели короткую шпагу, под названием - гладио, от которой и получили своё название гладиаторы. Имелись также специальные защитные пластины для рук и ног. Но всё было продумано таким образом, что каждый класс имел свои более открытые уязвлённые места. Поэтому во время состязаний не было никакой возможности предугадать по обмундированию, кто из гладиаторов сможет победить. Это придавало боям особый интерес.
В фильмах мы часто видим римских императоров, поднимающих или опускающих большой палец во время гладиаторских боёв. Но этому нет никаких исторических подтверждений, хотя жесты действительно использовались на аренах, поскольку гладиаторы не могли говорить. Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательный палец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Если рука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился в горизонтальном положении - это значило, что гладиатор просит его прикончить. Хотя иногда просил и о пощаде, когда кулак был сжат. Только судья, присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения. Если его рука была сжата в кулак - прощение, если кулак был разжат - смерть. Назначение судей происходила исключительно по приказу императора.
С расширением Римской Империи на аренах начали появляться эмигранты, готовые сражаться за более низкие цены. С этого момента начинается упадок гладиаторских боёв. С принятием христианства положение ухудшается. Постепенно гладиаторы были отстранены от публичных зрелищ, поскольку представляли собой паганов. Но, несмотря на запреты, эти сражения продолжались до V века н. эр.